06:27 

zord_masha
Быть смелым мало, быть разумным должно (с)
Читаем с 11 классом "Доктора Живаго". То есть как бы я читаю, а они глазками пробегают и тут же все забывают, судя по всему :facepalm::gigi:
Сегодня пытала их в надежде добиться чего-нибудь вразумительного, хотя бы - хотя бы! - пересказа сюжета. Почему Лара стреляла в Комаровского? Почему Патуля уехал от нее на фронт? Как на фронте оказался Юра?
А в ответ, как говорится, мертвые с косами.
А ведь сюжет - это такая маленькая капелька в море романа, что просить его пересказать как-то даже неловко - на фоне всех этих рассуждений о бессмертии в истории, об искусстве.

Главное, обвинить детей в том, что они тупицы, которые ничего не читали, нельзя - читали ведь. В некоторых местах моего пересказа романа они вдруг вспоминают какие-то подробности, которые их впечатлили, а я вкладываю их в общую картинку, рисую на доске схемочки, размахиваю руками и заставляю записывать всякие важные цитаты из романа. Просто он действительно сложный для восприятия, а они не привыкли долго думать над текстом, никто и никогда от них таких усилий не требовал.
Поэтому, когда я требую у них ответов на самые простые вопросы, в классе воцаряется тишина, и по ней я понимаю, что никто не включился, что они не представляют, зачем отвечать на все эти чертовы вопросы, если можно просто дочитать роман до конца, а потом козырять этим, круто же, читали "Доктора Живаго". Ну как бы. Желание законное, конечно.
А я тут долбаю их, торможу, вопросы какие-то дурацкие задаю про самые скучные места текста, которые в принципе можно пролистать, все равно ничего не понятно. Вот если бы эти эпизоды выкинуть из романа, только интереснее стало бы. И злиться на них нельзя, потому что им никогда никто не объяснял, что нет, не стало бы интереснее. Я расстраиваюсь, потому что дети у меня в общем-то умные, а я им ничего объяснить, наверное, уже не успею - им учиться у меня осталось месяцев 5, а такие дела так быстро не делаются.

По ощущениям,в этом романе есть что-то очень важное - поэтому меня выводит из равновесия равнодушие к нему. Мне кажется, что Пастернак был таким гением от литературы, каких с 18 века по 21 человека три наберется. По-особенному воспринимал мир и что-то важное знал об искусстве, литературе, поэзии. Роман буквально о том, как быть поэтом. Что это вовсе не интуитивное восприятие жизни и выражение его через слова и ритмы или что там еще, а сознательный подход к пониманию смыслов, которые не лежат на поверхности. Поэтому Юрий Живаго - не философ или филолог, как его друг Миша Гордон - а доктор. Не как спасатель или Спаситель, хотя и это тоже, а как человек, который пытается разобраться в закономерностях функционирования внешнего мира, который пугал его в детстве, и это не только о духовном, но и о физическом. Это как будто новая мысль для меня: я всегда представляю поэтов оторванными от тела, органически живущими в духовном мире, а гений Пастернак мне говорит, что это не так. Что Юра Живаго органически живет в духовном мире, воспринимая всю историю человечества от Христа и до себя самого как ценный житейский опыт, и при этом он - отличный доктор, гениальный диагност, логик, человек-физика, который одновременно воспринимает мир как текст и через текст истории и Библии, и видит за текстом четкие очертания физического мира, самого буквального, со строением человеческого глаза, с болезнями и их причинами, с кровью. И везде он находит красоту, даже в изучаемых в анатомичке телах утопленниц. Чудо человеческого тела остается чудом, даже если это тело разложено на части, и соотносится с чудом функционирования человеческой души.
Все это звучит малость крипово, конечно, но подождите, я только первые четыре части романа из пятнадцати прочитала :gigi:

@темы: странности, лицей, книги

URL
Комментарии
2018-01-27 в 21:19 

Keira~
Маша! Я уже очень давно хочу прочитать"Доктора Живаго"! Я только что дочитала "Узорный покров", сейчас я его обдумаю какое-то время и примусь за Живаго. Вовремя ты написала этот пост! :gigi:
Знаешь, я хочу от тебя те вопросы, которые ты задавала своим детям. Возможно как-то их получить? )))) Я вот не хочу быть тем человеком, который прочитал Доктора Живаго, круто, чо. Хочу, чтоб со смыслом! :-)

2018-01-27 в 22:26 

Keira~
П.с.: а ты про эту книгу знаешь? www.labirint.ru/books/617002/
Я на буктьюбе слышала про нее, что она дополняет роман)

2018-01-28 в 15:24 

zord_masha
Быть смелым мало, быть разумным должно (с)
Keira~, ну там просто надо быть внимательным к Николаю Николаевичу, дяде Юры Живаго, и к тому, что он говорит об истории. Там в первых двух частях два большим монолога на эту тему. И потом, в последующих частях, Юра сам развивает эту тему: у постели умирающей Анны Ивановны, когда говорит о том, что смерти нет - вот тут надо не пролистать, а вчитаться. Потом важны размышления Юры об искусстве. Какую книгу хотел бы написать Живаго, но пока не может, потому что очень молод (взамен он пока пишет стихи)? Не ее ли пишет шестидесятилетний Пастернак, который прежде всего был поэтом, а вот теперь вроде как дорос? Если понять, какую роль литература играет в человеческой истории, по мнению автора, то поймешь, как нужно читать этот конкретный роман. Что Юра Живаго хочет включить в стихотворение, посвященное памяти умершей Анны Ивановны? Это должно проиллюстрировать, из чего, по мнению автора романа, складывается хорошее стихотворение, и, опять же, как искусство связано с идеей бессмертия.
Ну и там дальше проще будет)

URL
2018-01-28 в 17:42 

Vesnyana
Побороть страхи.Убить в себе себя.Достичь совершенства. (с)
По-моему,рано такие вещи в 11 классе проходить.И я сама читала Живаго не в 17,а позже.И этих размышлений уже и не помню,только более менее историю.И Юрий этот мне совсем не понравился (ни рыба,ни мясо,ИМХО).

2018-01-28 в 19:06 

zord_masha
Быть смелым мало, быть разумным должно (с)
Vesnyana, рано, конечно, поэтому и нужен учитель, который правильные вопросы задает. Все эти штуки не так уж просто осмыслить, если не заострять на них особого внимания,потому что Пастернак действительно пишет так, что все расплывается в голове. Я кучу всяких схем рисую, пока читаю "Доктора Живаго". Зато если добиться каких-то более-менее конкретных ответов на дурацкий вопрос "Что хотел сказать автор", и записать их куда-нибудь себе, то потом каждый сюжетный ход будет понятным: почему именно эти эпизоды из биографии героев мы узнаем? Почему в романе так много невероятных совпадений, знакомств, внезапных встреч? Почему главный герой - неудачник по сути? Все это решается не на сюжетном уровне, а на идейном. И детям все это вполне можно объяснить, только если доходчиво объяснять, и если они сами будут думать (это тоже навык, которому надо научить)
Ну или мне просто нравится этот роман)

URL
2018-01-28 в 19:10 

zord_masha
Быть смелым мало, быть разумным должно (с)
Keira~, слушай, забыла ответить про "Лару") я не читала) но я знаю, что биографически история с Ивинской увлекательная, только как верить автору книжки? А вдруг все было не так? Это ведь уже разговор о живых людях, а не о персонажах художественного произведения, которые живут по логике текста. Поэтому я вряд ли буду ее читать)

URL
2018-01-29 в 04:36 

Vesnyana
Побороть страхи.Убить в себе себя.Достичь совершенства. (с)
zord_masha, мне тоже роман нравится)Но из персонажей только Тоня и Лара)
Здорово что вы это пытаетесь донести!Нашей учительнице с нами было сложнее-из 17 человек читали 3-4...Она нам тоже многое разжевывала,задавала вопросы.

2018-01-29 в 07:29 

zord_masha
Быть смелым мало, быть разумным должно (с)
Vesnyana, да, что делать с теми, которые ничего не читают, я тоже не знаю) у меня на уроках, слава богам, пока всегда есть, с кем поговорить о тексте)

URL
2018-01-29 в 16:02 

Vesnyana
Побороть страхи.Убить в себе себя.Достичь совершенства. (с)
Пусть они всегда будут!)

     

Джеймс и гигантский персик

главная