Пришла поныть и пожаловаться
Мои четверги - это ад кромешный. У меня три пары русского языка, за которые я успеваю проклясть все на свете, полюбить все на свете и снова это все проклясть. Происходит это по ряду причин:
Как это, когда ты учитель1. Русский язык нравится мне меньше, чем литература. Мне кажется, что он скучнее. Это сказывается и на уроках: на литературу я иду, как на праздник, и меня прет в любом случае - кроме тех, когда они не учат стихотворения всем классом. Русский язык - это тяжкий труд.
2. Русский язык - это предмет обязательного экзамена в 9 и 11 классах. Было бы проще, если бы я сдавала их сама, потому что одно дело - самой подготовиться к экзаменам, а другое дело - подготовить к ним девяносто человек. И только я - я, и больше никто - могу и должна это сделать.
3. Каждый урок на счету. У нас русского - одна пара в неделю. До конца четверти - четыре недели. У моего класса пропадает пара в следующий четверг - это значит, у них осталось три пары до Нового года. Мне нужно сделать так, чтобы все, что я говорю на этих парах, ложилось в их головы с наибольшей эффективностью - потому что у нас нет времени отрабатывать теорию на практике, и они должны делать это сами - дома.
4. Дети - это дети. При любой возможности побездельничать они это делают. Моя задача - им такой возможности на своих уроках не давать. При этом они все разные - кто-то думает очень быстро, а кто-то - медленно. Пока я работаю для медленных, сильные ребята скучают, спят, ничего не делают, болтают, преисполняются непрошибаемой уверенности в себе. Если я работаю на сильных детей, остальные не только не успевают получить материал, но и ощущают себя самыми последними идиотами на свете - а этого допускать нельзя. Я всегда должна соблюдать баланс.
5. Я воспринимаю все эмоционально. И мне кажется, что и дети делают это так же. Если я буду просто тарабанить материал, сообщать-отрабатывать, сообщать-отрабатывать, я буду чувствовать, что халтурю. Мне кажется, что и они тоже будут это чувствовать.
6. Мои ученики - подростки 13-14-15 лет. Они еще не совсем взрослые, но они уже близки к тому, и знают об этом. Их детское доверие к авторитетам уже сменилось скептицизмом, но они еще обладают тем самым юношеским максимализмом. На рассмотрении у них - каждый мой шаг и каждое мое слово, даже если мне кажется, что это не так. У меня нет задачи и возможности всем им понравиться. Но я должна отвечать за свои слова и поступки, выполнять обещания и соблюдать те условия, которые я ставлю для них. И соответствовать тем требованиям, которые я ставлю перед ними. Даже - и особенно - если ни их не выполняют.
7. Я должна быть реалистом. Ставить перед ними посильные задачи. Видеть, когда кто-то из них лицемерит или ленится. Видеть, кто действительно понимает материал, а кто отстает, как бы мне не хотелось, чтобы этот ребенок был умным и ничего не пропускал.
8. Я должна быть оптимистом. Надеяться на лучшее в них. Ни на ком не ставить крест. И так - каждый четверг. Все это я пытаюсь удержать в своей голове, одновременно контролировать дисциплину в классе и объяснять языковой материал.
Если все проходит более-менее хорошо - я потом еще часа два-три торчу в школе, заполняю журналы, электронные дневники, делаю дела, которые ждали меня несколько недель. После чего прихожу домой, ложусь в кровать и лежу так сутки до вечера пятницы и думаю: Фух! И чувствую, как меня потихоньку отпускает, и можно жить дальше.
Если все проходит плохо: теория изложена сумбурно и непонятно, разбор конкретных примеров тоже ничего не дал, дети болтали и на меня не обращали внимания, и все такое прочее - я торчу в школе еще часа два-три, сижу вконтактике с рабочего компьютера, не делаю ничего, а потом прихожу домой, ложусь на кровать и лежу так сутки до вечера пятницы и стараюсь ни о чем не думать. Потом надо сожрать побольше сладостей, заполировать все это каким-нибудь крутым фильмом, наслушаться до тошноты Снайперов или П.Ф., и тогда меня потихоньку отпускает. Выгораю на этих уроках здорово.
Таким образом, пятница у меня всегда улетает в трубу. Я каждый раз строю на нее кучу планов, а потом просыпаюсь утром, и на этом вся активность в этот день заканчивается Вот сегодня я посмотрела три фильма Голодных игр, пыталась посмотреть пиратскую запись четвертого, но она была настолько темной, что я ничего не поняла
И вот теперь меня ждут тетради, подготовка к урокам, написание в ночи проекта для конкурса молодых учителей, последний день которого, конечно же, завтра. А завтра буду убитая и невыспавшаяся импровизировать все три пары литературы. А потом ко мне придет родительский комитет. А потом надеюсь погулять с Олей. А вечером иду с классом в театр.
Короче, я начинала эту запись в хорошем настроении и хотела с вами поделиться конфузом: весь день смотрела фильмы, а не проверяла тетрадки, и вот вот что это вылилось У меня, похоже, теперь школа головного мозга