Прочитала "Приглашение на казнь" Набокова. В этот раз книжка вовсе не из ряда "странный русский за границей без возможности вернуться на Родину". Книга, более абстрактная, что ли, чем все, что я читала у Набокова. Действие происходит в стране будущего, на территории бывшей России, по-моему, даже Москвы, хотя мне нечем подкрепить эту догадку. Читать дальшеЛюди перестали быть людьми в привычном нам смысле слова. Они обладают некими характеристиками, которые я представляю очень тяжело (так же, как не могу представить какие-нибудь носовые звуки в старославянском, для которых не годится мой артикуляционный аппарат), например, каждый житель должен обладать прозрачностью. Если он не прозрачен, его приговаривают к казни.
Это и случилось с главным героем. Он оказывается в темнице и начинает понимать, что все вокруг него - фарс, что все люди, которые к нему приходят - это актеры, куклы, а его камера и весь остальной мир - декорации. Это мир, в котором не выполняется ни одно обещание, нет ничего твердого и абсолютного. Есть маэстро-палач, Родион-охранник камеры, он же Родриг-директор тюрьмы, который снимает и надевает рыжую бороду, чтобы сменить роль. Он прикармливает тюремного паука, потому что в каждой уважающей себя тюремной камере должен быть паук. Есть Эммочка, которая обещает вывести героя на свободу из тюрьмы, а приводит на ужин к директору тюрьмы, палач обещает герою, что завтра утром его казнят, а назавтра казнь отменяется, потому что накануне вечером палач очень устал. И главный герой различает, что все вокруг него - фарс, игра, что все ненастоящее. И что казнь - это не смерть, а освобождение, надежда на то, что он попадет в настоящий мир из этого полубреда-полусна, где он не такой, как все.
Это если схематично. Но замечательная вещь состоит в том, что, понимая все это, герой все равно боится казни. Такое вот простое человеческое чувство. Он в ужасе, когда за ним приходят, у него трясутся руки, он в предобморочном состоянии, а тем временем мир вокруг него разрушается - буквально. Разваливается камера, в которой он жил, пейзажные перспективы нарушаются, облака плывут по небу рывками, и они все одинаковые - всего три шаблона, и так далее. Это, наверное, самая впечатляющая сцена в книге.
А еще мне очень понравилось, как ощущает себя главный герой (его зовут Цинциннат, да):
"Цинциннат протянул руку, снял одну слезу с ее щеки и лизнул ее. Она была не сладкая и не соленая, как обыкновенная вода. Цинциннат ничего этого не сделал". То есть, вместо того, чтобы написать, что герой подозревает, что его посетительница плачет только потому, что так положено по сценарию, и что слезы бутафорские, из простой воды, Набоков пишет вот это. И я, как читатель, чувствую, что Цинциннат не просто подозревает, он действительно ЗНАЕТ так, как будто сам проверил. Такой способ передачи мыслей героя меня здорово зацепил, потому что ты не просто следишь за мыслями героя после глагола "подумал", ты прямо внутри них.
Книжка к тому же очень интересная по языку: много аллитераций, и внезапных ассоциативных переходов от одного предмета речи к другому и всего такого. Создается ощущение сложной языковой игры, и когда ты считываешь и понимаешь какие-то особо (как тебе кажется) сложные места, то получаешь огромное удовольствие.
Прочитала "Приглашение на казнь" Набокова. В этот раз книжка вовсе не из ряда "странный русский за границей без возможности вернуться на Родину". Книга, более абстрактная, что ли, чем все, что я читала у Набокова. Действие происходит в стране будущего, на территории бывшей России, по-моему, даже Москвы, хотя мне нечем подкрепить эту догадку. Читать дальше