Все пытаюсь соорудить пост, в котором рассказываю, с какой скоростью мне приходится читать книги, чтобы все успевать по работе - но пока я корячусь с описанием книг, этот пост уже устаревает
У меня получается 4 разных произведения в неделю: для 10 класса свое, для 9 свое, для 2 и 3 курса соответственно. И ладно бы там было что-нибудь ерундовое, ведь нет. Только романы, только хардкор
С десятками начали "Войну и мир". Конечно, целиком ее никто не прочтет, но хотя бы отдельными эпизодами можно попытаться что-то осмыслить. Моя мама подсказала мне методику, которая заключается в том, что каждый ученик получает карточку с вопросом по какому-то эпизоду или герою. Все карточки связаны между собой по смыслу и по хронологии. Вот первые посвящены салону Шерер, потом Ростовым, потом Болконским, потом сражениям и т.д. И как бы все поработали и каждый хоть какой-нибудь маленький эпизодик зачел. Посмотрим, насколько это будет продуктивно.
А с 9 классами медленно подбираемся к "Мертвым душам". Самые прекрасные из моих учеников морщатся и заранее жалуются, что скукота ведь, они летом пытались читать. Что я могу им сказать, если сама первый раз с удовольствием прочла "Мертвые души" только в 11 классе? Впрочем, у меня была учительница, которая Гоголя, кажется, совсем за человека не считала. Может быть, у меня получится им объяснить про то, почему Гоголь такой великолепный и своеобразный.
А с третьим курсом у нас вообще по роману в неделю. Дочла сегодня "Красное и черное" Стендаля, и то ли я дурак, то ли с лыжами не так что-то. Главный герой - то ли конченый мерзавец, то ли юноша с высоким интеллектом и тонкой душевной организацией, который все правильно сделал. Книжка про Францию в 30-е годы, когда Наполеон уже умер, но еще волнует умы всех французов. Вялая знать живет в постоянном страхе новой революции, поэтому старается быть очень вежливой со своими слугами, имя Наполеона вслух произносить нельзя, особенно с одобрением, а юный честолюбец из народа, горячий поклонник того-кого-нельзя-называть, случайно попавший в парижское высшее общество, выгодно отличается от всех дворянских юношей пылкостью характера, смелостью и готовностью на все, лишь бы доказать свою незаурядность. Ну и в общем доказывает. Руководствуется сентенциями своего самого лучшего учителя - мольеровского Тартюфа, что как бы намекает, что мальчик - лицемер и проходимец. Зато его любят самые лучшие женщины, самые высокодуховные и честные священники покрывают его похождения, потому что успели оценить его незаурядные способности. В армии Наполеона он бы уже в 30 лет стал генералом, а теперь ему приходится двигаться по карьерной лестнице другими способами. В его характере парадоксально и слишком внезапно для читателя то есть для меня настоящие искренние чувства привязанности, любви и уважения к людям сменяются самым подлым равнодушием и предательством этих же самых людей. Что это такое? Осуждение французского общества, которое ставит юного честолюбца в такие условия? И Жюльен Сорель - герой, которого Франция заслуживает?
Наверное, с таким же недоумением какой-нибудь француз будет читать "Героя нашего времени"