Читаю работу Бахтина "Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения", это один из основополагающих трудов по изучению этих эпох и смеховой культуры в литературе вообще, и вот автор пишет:

"Смеха и иронии (как одной из форм редуцированного смеха) в мировой культуре прошлого неизмеримо больше, чем наше ухо способно услышать и уловить. Литература некоторых эпох буквально наводнена различными формами редуцированного смеха, некоторые из них мы уже перестали улавливать. Особенно часто мы утрачиваем ощущение пародийности. Несомненно, что многое в мировой литературе прошлых времен нам предстоит еще прочесть заново, услышать в другом регистре. Но для этого прежде всего необходимо понять особую природу народного смеха прошлых времен – его миросозерцательность, универсализм, амбивалентность, связь с временем и т.п. – то есть все то, что почти полностью утрачено смехом нового времени."

Бахтин формально пишет о 16 веке и конкретно о Рабле, но фактически теория карнавального смеха, созданная им, объясняет что-то в литературе самых разных эпох.

Я, конечно, сразу думаю о том, что условно называю "загадкой Ленского".
Ленский загадочен еще и потому, что дети, например, в упор не замечают иронии в его адрес со стороны автора романа, что характерно, если сопоставлять "Онегина" с теорией смеха, которую создал Бахтин.