У меня есть коллега на кафедре, у которой я сама училась, она вела методику преподавания литературы в школе. Такая вся типа творческая, типа прогрессивная, типа отличный учитель, и говорила она обычно только вот об этом самом, какая она вся такая, и как она весь город знает, и как ее все любят: и ученики, и их учителя. Ну и, по мне, все это было так фальшиво, меня аж трясло. Я ее очень не любила, хотя пары не прогуливала, а сидела на задней парте, вела себя этак хамовато, и на лице у меня, подозреваю, было написано все, что я думаю об этой ее методике и этой ее манере пары вести.
Теперь-то я знаю, что она и правда человек творческий, по крайней мере, не из тех преподов, кто 15 лет ведет пары по одним и тем же конспектам были у нас и такие, они меня бесили больше Она выстраивает свой курс каждый раз заново, ориентируясь на студентов и их заинтересованность. Моя группа была довольно слабой и индифферентной, а единственная отличница сидела за последней партой и рожи корчила Поэтому и у преподавателя никакого энтузиазма не было к слову, не скажу, что это хороший подход. по-моему, с методикой преподавания литературы у меня сейчас все плохо, и я выплываю на чистом энтузиазме
Для того, чтобы понять и оценить своих преподавателей, нужно посмотреть на них с другой стороны, что я и делаю сейчас, когда болтаю с ними на переменах в ожидании следующей пары. Вот из общения с этой дамой поняла, что:
1. она действительно много знает, в истории и современности методики ориентируется, как у себя дома;
2. она человек настроения, редко пользуется какими-то планами и редко думает о том, что остается в голове студентов после ее пар: поэтому иногда там не остается ничего;
3. у всех преподавателей бывают провальные курсы, хотя с другими студентами они могут делать что-то фантастическое; это зависит от многого: самих студентов; каких-то событий в жизни; от нагрузки и элементарной усталости, которая имеет свойство накапливаться, и отпуска не хватает, чтобы избавиться от нее. и мне не повезло попасть в такой провальный год именно к ней;
4. я в целом стала менее категоричной, чем та студентка с последней парты.
А этой осенью мы все еще пережили аккредитацию университета, время было очень сложное, и я увидела, что эта самоуверенная дама - никакая не дама, а очень уставшая женщина глубоко пенсионного возраста, такая вот бабушка, хотя в другое время мой язык не поворачивается ее так назвать. И еще я поняла, что она тоже помнит ту вечно недовольную студентку, которой я была, и то, что сейчас я стараюсь ей помогать или хотя бы говорить с ней по человечески, она замечает и ценит. Может быть, это немного вдохновляет ее работать дальше.
И я еще случайно, на одном дне рождения, познакомилась с ее младшим сыном: ему тридцать с чем-то, он не женат, историк по образованию, работает в каком-то нашем музее, симпатичный и интересный человек. Мы с ним говорили про Бахтина Это такой литературовед и философ 20 века, очень известный и невероятный какой-то, писал свои работы в лагерях, половину из этих работ пустил на самокрутки, а то, что досталось нам - "Проблемы поэтики Достоевского" и "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" - это не просто исследования творчества Достоевского и Рабле, они гораздо шире. В работе про Рабле, например, Бахтин формулирует теорию карнавальной культуры, а это то, сквозь призму чего можно посмотреть на всю мировую литературу вообще и много нового понять. Ну а термин "полифонический роман" относительно романов Достоевского , по-моему, даже в школе изучают - это тоже открытие Бахтина.
В общем, для меня очень радостным было, что дяденька-историк знает Бахтина как "создателя поэтики" и говорит о нем с такими же сияющими глазами, как я
А потом как-то так вышло, что про Бахтина мы заговорили и с его мамой: на кафедре, пока ждешь окончания получасовой перемены перед последней парой, о чем только речь не заходит И вот в эту среду эта дама, с которой у нас такая долгая и драматичная история отношений, приносит мне две книжки из собственной библиотеки - "Беседы В.Д.Дувакина с М.М.Бахтиным" и собственно книжку про Рабле авторства Бахтина - в подарок! мотивируя это тем, что там слишком мелкий шрифт, а у нее уже не те глаза, да она их и читала уже не раз, а мне они нужнее. И это какой-то апофеоз не знаю чего моего взросления и вообще всей этой истории пошла погуглить слово апофеоз, одно из определений такое: массовая торжественная сцена циркового представления - а что, слова "цирковое представление" почему-то неуловимо подходят ко всей этой ситуации, я считаю
Читаю "Беседы", что удивительно интересно, а они еще и с пометками на полях предыдущего владельца. Некоторые я понимаю: отчеркнуты все места, где Бахтин и Дувакин говорят о Марбургской школе и ее влиянии на многих деятелей начала 20 века, на Пастернака, например - я бы и сама хотела знать об этом подробнее. А некоторые пометки заставляют меня долго думать - дважды. Сначала: что хотел сказать Бахтин; а потом: что такого особо интересного увидела в его словах эта женщина. Поймала себя на том, что хочется взять карандаш и самой отчеркивать особо интересные места а потом передарить эту книгу какой-нибудь моей студентке лет через сорок, пусть сломает мозг
perry-utkonos
| воскресенье, 10 июня 2018