Прочитала "Степного волка" Германа Гессе. Под огромным впечатлением нахожусь!
Впечатление это, наверное, больше мотивировано тем, что я за последние годы привыкла читать только то, что нужно по программе, и прошлый год у меня выдался в основном классически-реалистическим. Я ничего не имею против классики, особенно русской, потому что речь о ней идет
не буду отдельно распространяться о том, КАК Я ЛЮБЛЮ Толстого, или Достоевского, или Некрасова, или Тургенева, или Чехова - пошленько будет . Но я привыкла к тому, что эти книжки всю душу вынимают, потому что говорят с тобой о самом значительном с помощью типических характеров в типических обстоятельствах.
Ну а этот год мне напомнил, что литература вовсе не обязана говорить на языке реалистических обобщений - это у нас с учениками Серебряный век начался - и я решила почитать что-нибудь из 20 века и зарубежное, потому что русская литература у меня два раза в неделю сейчас
Вот "Степной волк" из этой категории.
Вход не для всех
________________не для всех
только для сумасшедшихПрекрасная книжка с подзаголовком "Только для сумасшедших".
Из тех, где тебе кажется волшебным все, начиная с языка, но если решишь кому-нибудь процитировать хоть одну волшебную фразу, то оказывается, что в ней нет ровным счетом ничего особенного
То есть буквально, были минуты - эпизод, когда главный герой ходит одиноко по ночному городу, или когда к нему в первый раз приходит Мария ( ), или когда на карнавале он встречает Гермину в мужском наряде, как все преображается, как они танцуют - и ты просто проглатываешь целые страницы с ощущением, что происходит какое-то невероятное волшебство, за горло хватающее. А когда отпустит, хочется перечитать повнимательнее, открываю те же страницы, пытаюсь вчитаться, чтобы понять, за счет чего эта магия работает, и ничего! Обычные буквы, составляющие слова, стоящие в обычной последовательности! Я так и не поняла, как это
Вообще, книжка о проблемах "культурного", "духовного" человека, который не может жить в обычном, мещанском мире, где приличные дяди и тети разводят фикусы, работают на работах, после занимаются чем-нибудь полезным: один собирает радио, другая варит обеды. Но и в своем мире "духовности" он тоже пока жить не может: там одиноко. Да и вообще, в жизни такого человека никогда ничего не идет гладко и успокаивающе - он рвется и мечется, оскаливает зубы, тоскует по Бесконечности, где живут Бессмертные: Моцарт, Гете. Люди своим бытом-то и отгораживаются от мыслей о Вечности, но наш герой раз за разом теряет эти бытовые привязанности и оказывается один на один с собой и собственной недовоплощённостью. Что-то такое.
И еще книжка о вот этом снобистском отношении образованных и культурных людей к массовой культуре. Наш герой с замиранием сердца слушает "Волшебную флейту" и несколько презирает всех тех, кто тратит свое время на фокстрот, шимми и уанстеп. Разве это музыка? Может ли автор или исполнитель фокстрота занять место среди Бессмертных, рядом с Моцартом и Листом, например? По книжке выходит, что - да! может! И это целая тема, целый отдельный герой - Пабло.
Еще книжка о том, что все это - про Бессмертных - не так возвышенно и серьезно. Главный атрибут этих самых Бессмертных - хоть я и чувствовала буквально, как герой использует это слово, прямо таки с придыханием - это смех. Гете смеется и все время меняется в лицах. Моцарт смеется и носит разные наряды. Пабло смеется и выступает в разных ипостасях. Не станешь Бессмертным, если будешь ходить-страдать, думать о самоубийстве и о собственной значимости и духовности.
Ничего страшного, если ты умеешь танцевать и любить - это не делает тебя менее глубоким человеком, а окрашивает твой мир в особые чувства, далекие от чувства отчаянья. У человека вообще много лиц и личностей, и все они имеют право существовать одновременно - это не сумасшествие, а способ противостоять быту.
Ну и так далее. Там все это написано по-другому, довольно сюрреалистично, хотя трактуются эти образы не очень сложно. И если бы эти идеи автор высказывал вот так, прямым текстом, то книжку бы дальше первых 20 страниц никто и читать не стал Ее очарование - в этих образах несуществующих в обычной реальности людей: Гермины, Пабло, Марии. Они все очень чувственные, надо сказать, что на меня большее впечатление произвело, чем идейная сторона.
В общем, не знаю, что тут написать еще Я так долго откладывала этот отзыв, потому что все никак времени нет, а хочется рассказать хорошо, и вот теперь накатала целую простыню, а между тем ничего ценного не сказала, кажется
Ощущаю зазор между тем, как волшебно написана книжка, и моим пересказом своими словами. Автор умеет так сказать, что за горло берет аж до удушья Мастерство!