воскресенье, 31 июля 2016
Ох, какое же у нас люто жаркое лето. Иногда даже солнца нет, зато душно, как в бане. В доме все окна-двери нараспашку, жду вечера с его прохладой как ничего никогда не жду
А еще прочитала книжку
Водолазкина "Авиатор" - роман совсем новый, и автор - живой русский писатель, который в июне приезжал в Иркутск на встречу с читателями и показался мне на редкость умным и интересным, и шутил смешно

Так что я даже купила книжку, а потом, когда прочла, еще и "Лавра" - его первый роман - тоже купила в виде книжки. Типа вложила деньги, чтобы дяденька еще писал свои прекрасные книжки

"Лавра" еще не дочла, так что о нем как-нибудь отдельно.
А вот про "Авиатора"А вот про "Авиатора" расскажу.
Сюжет, значит, такой: главный герой - Иннокентий Платонов - просыпается в больнице в 1998 году, ничего про себя не помнит. Доктор советует ему записывать в дневник все, что он видит и вспоминает. Постепенно из этих записей начинает вырисовываться детство Платонова, отец, дача на берегу Финского залива, Петербург, революция 1917 года, "уплотнения" квартир в Петербурге, благодаря чему он знакомится с Анастасией, своей первой любовью, разные драматичные события, потом Иннокентия отправляют на Соловки, где он чудом выживает и становится частью правительственного эксперимента по замораживанию людей. В общем, так Платонов оказывается в конце двадцатого века, хотя он его ровесник. Он хоронит свою Анастасию, влюбляется в ее внучку Настю и женится на ней, по-настоящему дружит со своим доктором, разыскивает могилы своих знакомых, а главное - описывает мир вокруг себя, и просит делать то же самое Настю и доктора.
Книжка, по-моему, о том, что исторические события - это не только государственные перевороты, бунты, убийства правителей, смены президентов и все такое прочее, но и самые незначительные с точки зрения развития истории вещи - звуки, запахи, ощущения людей. Платонов описывает мельчайшие впечатления своего детства, он описывает запахи и звуки, потому что они могут потеряться и забыться, когда он умрет, а ведь это тоже факты человеческой истории. Книга про описание мира. Про то, что каждый является частью исторического процесса, и каждый должен это осознать и описать. Платонов первый, потому что он оказался оторван от своего прошлого, а за ним это осознает Настя, осознает друг-доктор. Сначала они описывают какие-то эпизоды из жизни Платонова, а потом эпизоды из своих жизней, те годы, которые Платонов пропустил, проспал в криокамере. Платонов думает: когда я умру, сможет ли Настя описывать мир от моего лица? достигнем ли мы с ней такого взаимопонимания?
Мне показалось, что они его достигли, и в этом я вижу надежду автора книжки на то, что смерти нет, что Платонов и дальше будет жить в записях Насти, как в его записях живут его отец, мать, Анастасия и ее отец, разные знакомые.
Книжка начинается (и заканчивается, к слову) диалогом, который мне очень нравится, потому что апеллирует и к названию книги, и к главной идее:
"– Что вы всё пишете?
– Описываю предметы, ощущения. Людей. Я теперь каждый день пишу, надеясь спасти их от забвения.
– Мир Божий слишком велик, чтобы рассчитывать здесь на успех.
– Знаете, если каждый опишет свою, пусть небольшую, частицу этого мира… Хотя почему, собственно, небольшую? Всегда ведь найдется тот, чей обзор достаточно широк.
– Например?
– Например, авиатор."
Еще понравилось:
- мысль о том, что человек, рационально записывающий свои переживания в дневник, не может быть сумасшедшим
- совет "иди бестрепетно"
- то, что книга о любви и о вере в Бога, но очень ненавязчиво
- узнавать места из книги - улицы в Петербурге, по которым я ходила, например
- сам главный герой, Платонов - особенно его детство и гимназическая юность. А после разморозки его в книге сравнивают с Гагариным - типа герой того же масштаба, а он возражает, что он скорее как Белка и Стрелка, потому что от него ничего не зависело. А когда читаешь книгу, и ощущаешь его таким Гагариным - то есть очень благородным, добрым, смелым, немножечко трагичным (потому что Гагарин разбился на самолете, и был летчиком (то есть авиатором), и был очень знаменитым и любимым народом). В книге вообще много "двойников" Платонова - авиаторов, которые погибли в полете - хотя сам Платонов никакой не авиатор.
- как книга построена. Вот с этими всеми двойниками героя, воспоминаниями и тонкими намеками на главную мысль, перемежающимися описаниями прошлого Платонова и его жизни после пробуждения, мыслями о любви и Боге и мыслями о политике, которые тоже друг друга постоянно сменяют. Читать очень интересно. Герой нравится с самого начала и уже не отпускает.
Наверное, это книжка - лучшее из всего, что я прочла этим летом. Ну, пока что. И это ведь я сравниваю с Набоковым, например.
Дело в том, что Водолазкин - мой современник. Он еще жив, и он еще многое напишет (надеюсь), хоть, может, он и не так велик и ужасен, как Набоков.
Захар Прилепин говорил, когда я была с ним на встрече, что это особое удовольствие - читать современную литературу, авторов, которые еще живы - потому что это как если современники Достоевского читают Достоевского. У них больше кайфа, чем у нас, потому что книги Достоевского привязаны в 19 веку так же, как книги Водолазкина в 21 веку. Вневременной компонент этих книг мы всегда считаем, а вот что-то актуальное только своему веку обязательно потеряется. Поэтому нельзя ждать, когда там книги Водолазкина "проверятся временем", нужно прочесть сейчас - а то многое потеряешь. Я этот кайф - быть современников автора отличного романа - во время чтения поймала 
И да не отсохнет язык ставящего в один ряд Достоевского и Водолазкина
Какой-то поток сознания получился 
Не пошутить про Капитана и его (хаха)друга было почти нереально, но я сдеражалась
@темы:
книги