понедельник, 27 апреля 2020
Посмотрела "Жить", 1952 г., Акира Куросава.
Впечатления со спойлерами, как кекс с изюмом Кино черно-белое, и первое впечатление, которое испытываешь - это удивление от того, как эффектно построены кадры: лицо главного героя не теряется, не остается в тени, даже в сцене с темной кафешкой, где он напивается ночью. Почему-то вспомнила фильмы про Гарри Поттера а какой у меня зрительский опыт, собственно? Фильмы про Гарри Поттера!
, особенно последние, где все время темный экран, ну ребята, не видно же ничего! А тут все это остроумно решено.
Впечатление второе, про актера, который играет главного героя - какое выразительное у него лицо! Какие глаза! Первое, что я вспоминаю чисто визуально, когда думаю про этот фильм - лицо героя в сцене, когда в одном из кабаре, где он просаживал свои деньги, поют песню - и он вспоминает о том, что умирает. Он хотел от этого отвлечься, но вот не вышло, и он вспоминает, что прожил зря целую жизнь, что сын его предал, что он беспомощен и ему страшно. После всех эпизодов с разгулом, кучей тел в кадре - статичная сцена, крупный план, и тут я рыдаю просто буквально 
Сюжет для современного западного кино довольно привычный: человек всю жизнь работает на бесполезной работе в министерстве, перебирает бумажки, ничего на самом деле не решает, и тут ему говорят, что у него рак, и жить осталось год. И он сначала пускается во все тяжкие, а потом решает сделать напоследок хотя бы одно доброе дело: добиться строительства детской площадки на месте заболоченного пустыря, на который местные жители долго жалуются во все инстанции.
В тот момент, когда эта мысль приходит ему в голову, герой находится в кафе, где компания молодых девушек отмечает чей-то День Рождения. И вот герой бежит вниз по лестнице со счастливым лицом, а сзади девушки поют: "С Днем Рождения тебя". И ты такой думаешь: о, ну вот, сейчас нам покажут, как он сражается с бюрократией, побеждает, строит площадку и умирает счастливый. Начинается, думаешь, самое интересное!
В следующем кадре - фотография в траурной рамке и голос за кадром: "Наш герой умер".
И ты такой: погодите! Как это умер? А где? Еще же половина фильма!
Вторая половина фильма - это похороны. Приходят сослуживцы, знакомые, чиновники, женщины из того двора, где наш герой построил детскую площадку. Обсуждают, что же с ним случилось год назад, знал он или не знал, что болен. Разные люди рассказывают про этот последний год, про решительное поведение героя, схватки с чиновниками и бандитами, инспекции на стройку - все наблюдали немного и пытаются сложить из этих наблюдений общую картину. Картина не совсем складывается. Сын говорит, что отец наверняка не знал о болезни, иначе сказал бы об этом. Сослуживцы в недоумении, все, кроме одного, которые все понимает, но не хочет объяснять, потому что ему больно.
Мне нравится такой ход. Это вроде как о том, что когда человек переживает какое-то потрясение, становится другим, это ощутимо для него, но окружающие могут и не заметить ничего. Он узнает о раке, а они думают, что он завел любовницу. Он умирает счастливым, а они жалеют его и обвиняют в глупости.
А еще это фильм про то, что твоя история, даже самая поучительная, почти никого ничему не научит, мир не изменит. Мир изменит только твое доброе дело, так что если ты построишь на пустыре площадку, и дети будут на ней играть - ты уже прожил жизнь не зря.
А еще я потом прочитала, что этот фильм снят по мотивам "Смерти Ивана Ильича" Толстого, и это много объясняет, вообще-то. Когда я смотрела, все думала, почему линия с сыном именно такая? Почему он не понимает ничего? А сейчас мне кажется, что это как раз очень толстовская тема. Ну и про нравственное перерождение героя, конечно, тоже оттуда.
Еще в фильме есть совершенно отчетливая аллюзия на Фауста, хорошо, литературно. Выход из безысходности тоже Фаустовский: не искать счастья для себя, служить людям - вот счастье. Несмотря на то, что фильм черно-белый и довольно старый, захватывает с первых минут. Я посмотрела в два этапа, до середины фильма смотрела быстро и легко, хотя даже плакала. Потом случился вот этот внезапный поворот, я остановила и пошла заесть стресс


Вторая половина фильма тоже смотрится легко и сильно впечатляет.
Решила посмотреть у Куросавы еще "Идиота", да, по Достоевскому. Пережила первую часть, каждая сцена в самое сердечко, все время больно и прекрасно. Мой мозг такую высокую эмоцию долго выносить не может, так что смотрю с большими паузами.
Куросава прекрасный, спасибо ему за любовь к русской классической литературе.